Интервью заместителя Председателя Правительства Московской области А.П. Насонова газете «Ежедневные новости. Подмосковье».

11.02.2013

Анатолий Насонов, заместитель Председателя Правительства Московской области: Все то, что необходимо для социально-экономического развития области, мы в состоянии обеспечить

Транспортную инфраструктуру Московского региона в ближайшее время ждут большие изменения. Будут строить новые и модернизировать существующие дороги, железнодорожные линии и путепроводы. Появится сеть специализированных стоянок для грузовиков и перехватывающих парковок для легковых автомобилей. На все это выделяются миллиарды рублей. Что, где, когда, а также в каком количестве построят, корреспонденту «Подмосковья» Александру ПАНИНУ рассказал заместитель Председателя Правительства Московской области Анатолий ¬НАСОНОВ.

- Анатолий Павлович, какие основные проекты уже начаты и каков объем выделяемых на это средств?

- Одни из самых узких мест дорожной сети - это железнодорожные переезды. У нас от шести до восьми часов в сутки в активное время они бывают закрыты. Всего таких переездов в Московской области больше 400, из которых 40 загружены плотно, и 16 из них используются наиболее интенсивно, там водители страдают больше всего. На самые загруженные переезды в первую очередь и выделяются средства федерального бюджета, всего 30 млрд рублей на три года. Из них 12 млрд поступят в этом году.

В целом программа реконструкции только 16 самых проблемных переездов «тянет» на 76 млрд рублей в ценах этого года. Ведь это все дорогостоящие сооружения. Строительство одного путепровода в Хлебникове стоит 6 млрд рублей, Новодачное на этом же направлении – около 7 млрд, съезд с Дмитровского шоссе на Рогачевское – примерно 8 млрд рублей и т.д. Поэтому к уже имеющимся 30 млрд рублей нам нужно изыскать дополнительные средства. Мы сейчас стараемся привлечь сюда не только бюджетные деньги, но и частные инвестиции, предлагая государственно-частное партнерство. Формируем целую программу по этому направлению и думаем, что средства мы найдем.

Пока же идет строительство двух переездов – это путепровод у Котельников и второй – у Хлебникова. Котельники мы будем стараться сдать уже в этом году, а Хлебниково – в следующем. Плюс мы начнем строительство еще нескольких путепроводов по мере утверждения проектно-сметной документации. В первом полугодии точно приступим к строительству переезда через дорогу у населенного пункта Жилево Ступинского района, с вводом его в эксплуатацию в следующем году.

Всего по состоянию на сегодняшний день из федерального бюджета на областные дороги выделено 27,8 млрд рублей. Плюс к этому прибавляем около 24 млрд рублей ассигнований в региональный дорожный фонд, которые мы планируем собрать. В целом получается порядка 50 млрд рублей – это те средства, которые направлены на дороги области.

– Руководство страны неоднократно призывало сократить сроки строительства ЦКАД. Есть ли подвижки по этому проекту? Какие трудности возникают на пути его реализации?

– Проект строительства ЦКАД очень важен для нас. Он хоть и федеральный, но решает многие наши проблемы, начиная от развития точек роста и заканчивая улучшением той транспортной ситуации, которая возникнет в результате ограничений, которые появятся с 1 марта, когда начнет действовать запрет на въезд в дневное время большегрузного транспорта на МКАД. Понимание, что сроки приблизить надо, есть у ГК «Автодор», которой была дана команда пересмотреть свои планы.

При этом не обязательно делать дорогу на всем ее протяжении. Есть же основные направления. Наибольшая интенсивность движения, связанная с транзитом через Московскую область, – это, как правило, Ленинградское шоссе, трассы М-4 «Дон» и М-7 «Волга». Если эту часть связать между собой, то та функция, которую должна выполнять ЦКАД, уже будет в большой степени реализована. Сейчас на участке от Ленинградского шоссе до трассы М-7 «Волга» ведутся проектные работы. Закончено проектирование отрезка ЦКАД от автодороги М-4 «Дон» до М-1 «Беларусь» на территории, присоединенной к Москве. Начало ее строительства запланировано на 2014 год. Завершается разработка конкурсной документации на подготовительные и строительные работы по отрезку дороги от трассы М-7 «Волга» до М-4 «Дон». Это полукольцо должно быть построено в ближайшее время, горизонт – 2016 – 2017 годы.
Мы со своей стороны взаимодействуем с теми, кто этим проектом занимается, помогаем в части изъятия земель, технических условий, организации строительства и так далее. Одна из самых существенных проблем здесь заключается в процедуре изъятия земельных участков. Подготовка территории напрямую влияет как на сроки, так и на стоимость строительства ЦКАД. Это происходит потому, что существующая процедура оформления участков, включая межевание, кадастровую работу и выкуп, очень сложна и занимает много времени.

– Андрей Воробьев также заявлял о начале строительства хордовых дорог. Есть ли уже соответствующие проекты развития, где они появятся?

– Да, хордовые дороги – это инициатива врио губернатора, и очень разумное предложение. Из пяти хорд, которые он обозначил, по четырем мы ведем проектирование. Это будут региональные дороги, но их строительство интересно и федеральному центру, потому что они, как правило, проходят в направлении кольцевых дорог между МКАД и А-107. Как правило, эти хорды идут через населенные пункты и агломерации, которые сами являются точками роста. Например, Подольск, где сформирована большая грузообразующая база. Также активно будет развиваться Домодедово. Предполагается, что количество рабочих мест там вырастет до 150 – 200 тысяч. Понятно, что это точка роста и к ней нужен транспортный доступ. Помимо связующей дороги, в этом районе планируется строительство хорды, соединяющей Солнцево и Видное, Пушкино и Орехово-Зуево через Лосино-Петровское, а также Лыткарино и Домодедово. Проектные работы по большинству из этих дорог должны быть закончены уже в этом году с тем, чтобы начать строительство в следующем. Ведутся переговоры о финансировании работ из федерального бюджета в размере около 35 млрд рублей. Один километр хордовых дорог в среднем обойдется примерно в 700 млн рублей за километр, учитывая, что эти трассы будут иметь по четыре-шесть полос, а также, принимая во внимание места их прохождения и необходимые технические проектные решения. Это немало, но все равно дешевле стоимости километра той же МКАД.

– Мы уже говорили о том, что с 1 марта этого года днем будет запрещен въезд большегрузного транспорта на МКАД. Предполагалось, что для грузовиков в Подмосковье создадут сеть специализированных стоянок. Сколько их нужно в области и где они появятся?

– Первоочередные меры, которые должны быть предприняты в этом году, – это приведение в нормальное состояние существующей сети стоянок. Сегодня вдоль федеральных дорог есть порядка 4700 парковочных мест. Но большинство из них не оборудованы, это просто асфальтированные площадки. Поэтому было достигнуто соглашение о том, что в ближайшие годы Росавтодор, ГК «Автодор», а также ГУДХ Московской области за счет собственных средств построят там дополнительные машино-места и объекты дорожного сервиса.

Также будут рассмотрены предложения о создании новых парковочных сервисов. Тут уже вопрос к владельцам земли на этих участках, готовы ли они вкладывать в такие проекты собственные средства. Мы же со своей стороны поможем с переводом земли в подходящую для этого категорию. Еще одно направление – это предприятия, имеющие свободные площади, которые могут быть переоборудованы под такие стоянки. Всего же необходимо дополнительно создать свыше 10 тысяч машино-мест. Все стоянки впоследствии будут объединены в единую информационную систему, чтобы каждый водитель, въезжающий в Московскую область, видел, где есть свободные места для парковки.

Вместе с тем мы достигли соглашения с Москвой о том, что нам обеспечат необходимое количество пропусков для въезда на МКАД в дневное время. И нужно сказать, что сегодня со всех районов Московской области мы собрали предложений всего только на семь тысяч таких пропусков. А договоренности имеются минимум на 10 тысяч. Поэтому все то, что нам будет необходимо для социально-экономического развития области, мы в состоянии обеспечить.

– Помимо стоянок для грузовиков, планировалось создать и сеть перехватывающих парковок для легковых машин, чтобы больше граждан пересадить на общественный транспорт. На каком этапе находится реализация этой программы?

– Перед Московской областью в течение этого и следующего годов стоит задача привлечь на железнодорожный транспорт порядка 36 – 40 тысяч автовладельцев, которые ежедневно ездят на личных машинах в Москву. Это так называемая маятниковая миграция. Для того чтобы обеспечить перевозку этих пассажиров, пригородное железнодорожное сообщение подходит лучше всего. Привлекательным оно может стать в первую очередь, если будут обеспечены комфортные условия проезда. А это значит, что нужно увеличить количество поездов и модернизировать подвижной состав. И то и другое сейчас делается в рамках различных программ Москвы, Подмосковья и ОАО «РЖД». В частности, это касается строительства дополнительных железнодорожных путей.

Немаловажным условием для принятия решения в пользу общественного транспорта для владельцев личного автомобиля является возможность оставить машину в надежном месте. Для этого была разработана большая программа по строительству вблизи остановок электричек перехватывающих парковок, а также транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Основой для этой программы стал мониторинг транспортных потоков как по автодорожной сети, так и по железной дороге. В результате определили, что всего необходимо построить 255 перехватывающих парковок на 24,8 тыс. машино-мест. Десять первых стоянок на 830 мест мы уже сделали, и с началом строительного сезона программа продолжится. В этом году запланировано строительство еще 57 автостоянок на 6 тыс. машино-мест. В настоящее время также начаты предпроектные работы для строительства 16 ТПУ. Первые из них появятся на станциях Подольск, Кутузовская, Одинцово, Отрадное, Отдых, Ленинская, Клин, Подлипки дачные, Долгопрудная, Пушкино, Мытищи, Крюково и Люберцы-1.